В конце 1930-х годов активно разрабатывалась общая концепция планировочного развития Красноярска. По заданию Наркомхза группой специалистов красноярского Горстройпроекта под руководством архитектора А.М.Мостакова в 1938 году была разработана детальная планировка левобережной центральной части города.
Новый генеральный план Красноярска был завершен группой А.М.Мостакова в 1940 году. Утвердить его помешала война.В связи с разработкой планировки левобережья Красноярска архитекторами был выполнен ряд проектов крупных общественных зданий. Так, известным архитектором А.Д.Крячковым был выполнен проект здания крайисполкома на месте взорванного в 1936 году Рождественского собора. В 1940 году на основании задания управления Енисейского пароходства в архитектурной мастерской Управления планировки Москвы был разработан проект здания речного вокзала в Красноярске. Автором этого проекта был московский архитектор Курносов. Выбор московского архитектора для проектирования здания красноярского вокзала не был случаен.
Обширный проектный и практический опыт возведения общественных зданий был получен московскими архитекторами при реализации мероприятий, намеченных новым генеральным планом столицы 1935 года. Одним из крупнейших московских градостроительных мероприятий этого времени было создание Химкинского водохранилища с сопутствующим парковым комплексом и ансамблем Химкинского речного вокзала. Здание этого вокзала было выстроено в 1937 году по проекту архитектора А.Рухлядева. Величественный образ здания был идеологически выдержан в духе постановления Совета народных комиссаров Союза СССР и Центрального комитета ВКП(б) «О генеральном плане реконструкции города Москвы».
Для отражения «величия и красоты социалистической эпохи» автор проекта Химкинского речного вокзала использовал мотив протяженных ярусных аркад и башни, завершенной высоким шпилем. В дальнейшем образ Химкинского вокзала получил роль образца при проектировании и строительстве подобного рода зданий в других городах СССР, в том числе и в Красноярске.
Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война не позволила реализовать идею строительства вокзала. Лишь после окончания войны Енисейское пароходство смогло вернуться к теме речного вокзала. Именно в это время по всей страны было широко развернуто проектирование и строительство крупных общественных зданий, в художественном образе которых оказался запечатленным пафос победы, одержанной советским народом в войне.
В сентябре 1948 года архитектурной комиссией красноярского краевого Отдела по делам архитектуры был рассмотрен проект здания речного вокзала, составленный московским архитектором Курносовым. Согласно этому проекту здание речного вокзала предполагалось разместить на пересечении улиц Парижской Коммуны и Дубровинского, с небольшим смещением от оси ул.Парижской Коммуны. Симметричный объем здания, завершавшийся железобетонной башней с металлическим флагштоком, по проекту врезался в откос береговой террасы и имел со стороны города два этажа, а со стороны реки – три этажа. По проекту здание должно было получить центральное отопление, горячее водоснабжение, местную канализацию, электрооборудование, радиофикацию. Проект архитектора Курносова был утвержден заместителем наркома Речфлота еще в 1940 году.
В ходе рассмотрения проекта был высказан ряд существенных замечаний. Экспертной комиссией в частности предлагалось передвинуть проектируемое здание вверх по Енисею на 30-40 метров, для постановки его по оси улицы Парижской Коммуны, полностью переработать генплан и проект вертикальной планировки и дать новое решение привокзальной площади. Одновременно предлагалось разработать проект благоустройства набережной в пределах улиц 9Января и Сурикова со всеми видами инженерного оборудования (подпорные стенки, укрепление берега). На набережной предполагалось предусмотреть открытые павильоны для ожидающих пассажиров. Все замечания и предложения комиссии было признано необходимым, увязать со схемой проектного института «Гипроречтранс», проектирующего весь фронт причала с пригородным и грузовым движением. Для удобства связи с понтонной переправой было указано на необходимость организовать съезд с понтонного моста с выходом на ул.Сурикова.
Помимо замечаний по генеральному плану были высказаны замечания по самому зданию речного вокзала. Так было предложено разместить в неиспользованной части цокольного этажа помещения: для багажных операций, камеры хранения для ручного багажа, радиоузла, светосигнализационной, аккумуляторной и т.д. Внутри здания предлагалось ликвидировать забежные ступени внутренних лестниц.
Ряд замечаний был высказан относительно архитектурно-художественного облика здания. В протоколе отмечалось: «Образ речного вокзала со стороны реки выражен слабо, а в фасаде со стороны города утерян совсем, где он имеет сходство больше с ратушей, чем с речным вокзалом. В фасадах не достигнуто легкости и динамичности, нет современности. Здание плохо увязывается с окружающей средой и кажется чуждым». Членами комиссии было рекомендовано переработать все фасады здания, пересмотрев башенную часть, в сторону ее повышения, пересмотрев решения ризалитов в боковых крыльях, в связи с их тяжелым характером и утерянной масштабностью, а также предусмотрев изменения боковых крыльев здания, путем введения одного арочного пролета.
В результате всестороннего обсуждения проект здания речного вокзала был согласован с условием внесения в него исправлений. Ввиду значительности высказанных замечаний проект здания речного вокзала в Красноярске был полностью переработан. Его новым автором стал архитектор Голубев А.М., работавший сотрудником архитектурно-планировочной мастерской при управлении главного архитектора г.Красноярска.
В августе 1949 года этот проект был рассмотрен на заседании архитектурной комиссии отдела по делам архитектуры при Исполкоме Красноярского крайсовета депутатов трудящихся. Экспертизу проекта произвели: архитектор Брудский Ю.А., инженер Шевырногов П.А., инженер Мурашкин А.А., инженер Хоменко М.С., инженер Сидоров А.Р. На основании результатов экспертизы проект был согласован и рекомендован для рассмотрения и утверждения в Управлении по делам Архитектуры при Совете Министров РСФСР.
По рассмотренному проекту были высказаны следующие замечания и предложения:
В генплане доработать организацию движения пассажиров и транспорта; наметить места стоянки транспорта и ввести малые формы. Генплан дополнить необходимыми размерами.
В плане цокольного этажа увеличить площадь детской комнаты и предусмотреть помещения для кормления детей за счет уменьшения площади зала ожидания матери и ребенка. Помещение отправки и приема багажа исключить из плана цокольного этажа и разместить их в существующих складах, находящихся в подпорных стенках набережной.
Котельную в здании речного вокзала не предусматривать и запроектировать отдельно стоящую котельную с противоположной стороны ул.Дубровинского.
В плане 1го этажа вместо курительной разместить сан.узел, ликвидировать коридоры перед оперативными залами /кассовый и почта/, для чего убрать перегородки.
Для лучшей связи вестибюля с оперативными залами и лестницами, предусмотреть арочные проемы в боковых стенах лестничной клетки с проходом через площадку.
В плане 2го этажа вместо курительной разместить контору ресторана. В уровне 2го этажа в зале ожидания предусмотреть антресоли с выходом в коридор и на галерею.
Столбы веранд, как в нижнем сечении, так и в верхнем сечении принять одной ширины, т.е. 64 см.
Переработать интерьер вестибюля, придав ему большую легкость.
Изменить тематику росписи зала ресторана.
Для окончательной разработки фасад со стороны города принять по варианту №2.
Объем работ по вертикальной планировке и благоустройству уточнить на основе дополнительных съемочных материалов.
При разработке технического проекта водопровода предусмотреть двухсторонний ввод с закольцеванием внутреннего водопровода у здания вокзала.
Приточную вентиляцию запроектировать с установкой воздушных фильтров для очистки приточного воздуха.
Учитывая возможность, в дальнейшем присоединения здания речного вокзала в теплофикационной сети, рекомендовать водяное отопление вместо парового.
Местную канализацию /септик/ запроектировать с учетом подключения к будущей городской канализации.
Решить вопрос о возможности применения люминесцентного освещения /лампы дневного света/ в залах ресторана ожидания.
а) Генеральную смету составить по форме №1 с пообъектной расшифровкой и основными показателями.
б) составить сметы на пропущенные работы по телефонизации вокзала и наружной электросети.
в) уточнить затраты по зимнему удорожанию.
г) исключить проектно-сметные работы из сметы по радиофикации переносу телефонно-кабельной сети.
д) пересоставить смету по радиофикации. Пояснительную записку включить в техническую часть проекта.
е) генсмету и частные сметы проверить и внести соответствующие изменения по замечаниям экспертизы заказчика.
Любопытные замечания по архитектуре здания речного вокзала оставил доцент кафедры архитектуры Новосибирского инженерно-строительного института Ф.Барицкий, сделавший заключение по проекту вокзала. В частности он решительно выступил против количества предполагавшихся в здании галерей, считая их не только неуместными с точки зрения экономии и эксплуатации, но и нецелесообразными в образе вокзала. Так, Барицкий Ф. писал : «Сплошные галереи создают образ здания речного вокзала не для г.Красноярска на великой реке Енисее, а для южных рек или для Крыма или Черноморского побережья Кавказа». Как показывает развитие советского градостроительства, в послевоенное десятилетие присущее этому времени стремление советских архитекторов запечатлеть в архитектурных образах победу советского народа зачастую приводило к декоративным излишествам, в жертву которым нередко приносились функциональные удобства, а также требования технической и экономической целесообразности. Сохранившийся в фондах красноярского государственного архива проект здания речного вокзала демонстрирует именно эти обстоятельства.
Сравнительный анализ сохранившегося проекта вокзала и существующего здания показывает, что архитектором А.М.Голубевым в проект был внесен ряд изменений. Наиболее значительной переработке подверглась центральная часть здания и его боковые ризалиты. Центральная часть получила более монументальный характер благодаря появлению арочного портика. Полностью была изменена композиция центральной башни. В основании шпиля, скорее напоминающего обелиск, появились с запада и востока колоннады. Композицию фасадов боковых ризалитов сделали значительно более монументальной появившиеся щипцы с барельефной атрибутикой.
В соответствии с традициями советской архитектуры послевоенного времени интерьер речного вокзала был оформлен декоративными деталями, взятыми из ордерной системы. В этой связи характерными являются плоские пилястры с ионическими капителями, пояс кронштейнов, украшенных пальметтами. Особое звучание в декоративном оформлении интерьера зала ожидания имеет овальный плафон с живописными изображениями сцены строительства красноярского коммунального моста, видов реки Енисея.
Строительство здания речного вокзала завершилось в 1952 году. Удачно вписавшееся в планировочную ткань города, здание вокзала стало заметным событием в архитектурной жизни краевого центра. Макет здания речного вокзала был отмечен серебряной медалью на международной выставке в Брюсселе в 1958 году.